«Кристмас ралли»: быть или не быть?
В Москве уже появляются первые новогодние елки, а инвесторы по всему миру пребывают в волнительном ожидании традиционного «кристмас ралли». Во всякой сфере деятельности есть свои профессиональные термины, байки, присказки и поговорки. Некоторые из них получают распространение далеко за пределами профессионального сленга, становясь общеязыковым выражением.
Мы надеемся, что будущие поколения будут отчётливо знать такое выражение, как «кристмас ралли» и, более того, активно пожинать его плоды.Слово «ралли» в контексте финансовых рынков используют для обозначения сильного восходящего движения (сильное нисходящее обычно именуется менее благозвучно – «слив»). Слово «кристмас» знакомо каждому школьнику и означат католический рождественский праздник, который отмечают 25 декабря. Соответственно, «кристмас ралли» – это сильный рост в конце года. Такой эффект наблюдается, как правило, в ноябре-декабре на фондовых рынках.С чем это связано? Безусловно, чёткого ответа не найти.
Однако существует вполне разумное объяснение: конец года – время подведения итогов. Сравнение планов с фактическими результатами. А по-человечески понятно, что при составлении планов приятно выставить оценку немного заниженную. Всегда приятнее перевыполнить невысокий план, нежели недовыполнить более агрессивный. А что уж говорить про менеджеров крупных корпораций, которые и определяют динамику рынков. Выполнил план – получил бонус, не выполнил – ровно наоборот, еще и нагоняй вдогонку. Поэтому подстраховки при составлении бизнес-планов, прогнозов прибыли и т.п. – вполне объективные и объясняемые явления.
В конце года планы перевыполняются, инсайдеры радостно покупают акции, выходят сообщения о том, что дивиденды на акцию будут выше ожиданий, акции начинают покупать уже и сторонние инвесторы, рейтинговые агентства ставят рейтинги на пересмотр вверх, и пошло-поехало – «рынок уходит в небо». К тому же, новый год – период активного потребления, месяцы расцвета торговли, которая является двигателем экономики